Рубрики
Мы в социальных сетях
03 марта
2014
Детки
8757 Просмотров

Индивидуальные различия в речевом развитии. Тесные связи между речью и когнитивным функционированием

Здравствуйте, я Алексей Волков, и сегодня я хочу вам рассказать историю исследований детей с синдромом Вильямса.

Несмотря на то, что тесные связи между речью и когнитивным функционированием производят сильное впечатление, интересные доказательства, противоречащие этой теории, получены из недавних исследований детей с синдромом Вильямса, генетического нарушения, которое приводит к умственной отсталости. Дети и взрослые с синдромом Вильямса, как и с синдромом Дауна, характеризуются общими отклонениями в большинстве аспектов когнитивного функционирования: показатели их IQ варьируют в диапазоне от 50 до 60 баллов.

Но в отличие от детей с синдромом Дауна дети с синдромом Вильямса отличаются хорошими речевыми навыками — широким словарным запасом и сложной грамматикой. Они медленно запоминают слова в первые годы, но как только их словарный запас достигает обычной «критической массы» в несколько тысяч слов, развитие грамматики продолжается нормальными темпами. Несмотря на то что в конечном итоге речевые навыки — и понимание речи, и непосредственно речь — все же имеют отклонения, эти навыки гораздо ближе к норме по сравнению с невербальным интеллектом Очевидно, что у этих детей связь между общим когнитивным развитием и речевым развитием весьма слабая, что вступает в явное противоречие с моделью Боуэрман.

Кратко излагает ряд альтернативных теорий, поэтому вы можете с максимальной ясностью видеть различия между ними. С моей точки зрения, на данном этапе нет необходимости выбирать между подходами Слобина и Боуэрман. Оба подхода могут быть верными. Сначала ребенок может опираться на врожденные действующие принципы, которые привлекают его внимание к важным компонентам воспринимаемой речи. Затем ребенок перерабатывает эту информацию согласно исходным (возможно, врожденным) стратегиям или схемам. Далее он модифицирует эти стратегии или правила, когда получает новую информацию, например приходя к пониманию некоторых ограничений в значении слов. В результате ребенок формирует ряд правил для понимания и построения языка.

Сходства, которые мы видим у детей в период раннего конструирования языка, объясняются тем, что все дети обладают одинаковыми исходными принципами переработки информации и большинство детей воспринимают очень похожую речевую продукцию от окружающих. Но когда ребенок становится старше, речевое развитие совпадает в меньшей степени и протекает по менее сходным направлениям, поскольку языки отличаются друг от друга.

Я описала усредненные последовательности речевого развития, но скорость, с которой дети овладевают речевыми навыками, может широко варьировать. Также можно отметить не менее важные различия по стилю.

Одни дети начинают произносить отдельные слова в 8 месяцев, другие не раньше 18; некоторые дети не употребляют двухсловные предложения до 3 лет или даже позже. На рис. 8.4 вы можете очень четко увидеть диапазон нормальных вариаций в конструировании предложения, выявленный в ходе наблюдения за 10 детьми, участвующими в лонгитюдном исследовании. Этот диапазон отражает среднюю длину предложения, называемую лингвистами значимой длиной высказывания Я провела линию на графике на уровне MLU, который обычно означает переход от простых предложений без флексий к предложениям с более сложными формами.

Как вы видите, Еве была самой первой, она совершила этот переход примерно в 21 месяц? тогда как Адам и Сара перешагнули через этот рубеж примерно на год позже. Данные вариации находят подтверждение в гораздо более крупном срезовом исследовании Фенсона, который изучил более 1000 детей, опираясь на описания речевого развития детей родителями. В этой группе самый ранний возраст, в котором родители отметили появление более сложных предложений, был примерно 22 месяца, средний возраст соответствовал 27 месяцам. Однако четвертая часть детей из выборки не достигли указанного уровня даже к 30 месяцам Следует подчеркнуть, что более половины детей, которые начинают говорить позже, в конце концов догоняют сверстников.

Контингент детей, которые не догоняют сверстников, преимущественно состоит из детей, у которых также недостаточно развит навык восприятия речи. Эта группа отстает в речевом развитии и, возможно, в когнитивном развитии в целом. В практическом смысле это означает следующее: если ваш ребенок или ребенок, с которым вы занимаетесь, имеет существенную задержку в развитии навыка понимания речи, а также навыка устной речи, вам необходимо обратиться за профессиональной помощью для того, чтобы выявить причину задержки и соответствующим образом вмешаться. Как вы объясните эти вариации в скорости раннего речевого развития? Возможные объяснения должны быть уже вам знакомы.

Алексей Волков.



Добавить комментарий







Наши партнеры

Популярное

03 мая 2018
Детки
Компания Белый сервис – лучший помощник для всех автолюбителей
16 апреля 2018
Детки
Выбор надувной лодки для рыбалки
14 марта 2017
Детки
Особенности применения средств Лореаль Репер Липидиум
13 мая 2021
Детки
Стратегии ставок на футбол
16 августа 2016
Детки
Хочу купить браслет Пандора!

Последние комментарии

сауле
2014-07-26 20:02:27
Гульфира, здравствуйте. Подскажите ее адрес. Спасибо....
Олеся Клюшникова
2014-05-29 12:00:43
Люблю Тиграна и Юлечку,очень красивая,замечательная п...
admin
2014-04-11 17:12:57
Гендороное воспитание http://moykinder.com/child/vospitanie/576-gendernoe-vospit...